Урок по обучению грамоте в 1 классе

 

Урок по обучению грамоте в 1 классе

Тема: «Изучаем звук [ ц] и буквы Ц, ц»

 

Цели: познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц; учить читать слова с новой буквой; продолжать работу по разви­тию артикуляционного аппарата и фонема­тического слуха; развивать воображение, память, логическое мышление; уточнять и обогащать словарный запас; воспитывать, уважительное отношение к близким, доб­рое отношение к животным; интерес и же­лание читать.

Оборудование:

1. «Русская азбука» В.Г. Горецкого.

2. Рисунки цветов: роза, ши­повник, анютины глазки, мак.

3. Рисунки: ба­бушка, огурец, заяц, цыплята, блюдце, ко­тик, клубок, очки, тапки, игрушки, конфе­ты.

4. Пособие «Веселые ниточки»; карточки-схемы построения артикуляци­онного аппарата.

I. Речевая зарядка.

Тема: «В гостях у бабушки».

Учитель: Посмотрите на рисунок, у кого мы се­годня в гостях? У вас есть бабушка?

 

Расскажите, какая она? Что любит де­лать?

(Высказывания учащихся.)

Учитель: У бабушки в саду много цветов. Закройте глаза, представьте их.

 

1.Упражнение на дыхание

Давай­те понюхаем их. Медленный глубокий
вдох, задержим дыхание (запомним аро­мат), долгий полный выдох 3-4 раза. А теперь нюхаем все цветочки, смешиваем ароматы.

Короткие быстрые вдохи и долгий выдох.

Учитель: Какое впечатление осталось?

2.Упражнение на артикуляцию

Учитель: Давайте рассмотрим цветы, которые мы нюхали. Приготовились.

(У учителя рисунок цветка и схемы построения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.)

Анютины глазки.

Учитель:  Произнести с удивлением: о-о-о! Чему вы удивились? Как называются эти цветы?

Розы.

Произнесите с восхищением: а-а-а! Почему вы восхитились? Что это за цветок? Что вы знаете о розе?

Шиповник.

Произнесите сердито: У-у-у! Почему вы рассердились? Что это за цветок? Что вы знаете о шиповнике?

Мак.

Учитель: Произнесите радостно: и-и-и! Чему обрадовались? Что это за цветок?

Когда он отцветет, то останется коро­бочка с семенами. Что будет делать с ними бабушка? (Рисунки цветов выставляются на на­борное полотно.)

Учитель: Посмотрите, какие красивые цветы в саду у бабушки. Как вы думаете, нет ли здесь цветка, который «заблудился»?

Какой это цветок? Почему вы так ре­шили?

(Шиповник — это лесное растение.)

Учитель: А остальные цветы? (Садовые.)

3. Упражнение на дикцию

Учитель: У бабушки есть любимая внучка. Ба­бушка сделала внучке подарок. Хотите уз­нать какой? Тогда прочтите.

(На доске цветными мелками изображе­на скороговорка.)

 

м □ рс

 

Учитель: Что это такое? (Скороговорка.)

(Учимся ее произносить.)

Чтение с четким проговариванием каж­дого звука.

Игра «Далеко — близко».

(Повторяем скороговорку сначала толь­ко губами, затем шепотом, затем в полный голос, опять шепотом и только губами.)

4. Упражнение в выразительном чтении, постановке логического ударения

Учитель:  Проговорим скороговорку так, как будто вы очень обрадовались, что у Маруси есть бусы, а затем как будто опечалились.

Игра «Вопрос — ответ»

(Учитель произносит скороговорку, де­лая упор на одно из слов, ученики отвечают с ударением на том же слове.)

Учитель: Купила бабуся бусы Марусе?

Купила бабуся бусы Марусе?

Купила бабуся бусы Марусе?

Дети: Купила бабуся бусы Марусе!

Купила бабуся бусы Марусе!

Купила бабуся бусы Марусе!

II. Актуализация опорных знаний

1.      Упражнение на развитие фонемати­ческого слуха

Учитель: У бабушки есть еще один любимчик. Хотите узнать, кто это? Тогда посмотрите на рисунки. Он утащил это у бабушки.

(На наборном полотне рисунки.)

 

Задание: Выделить только первый звук в каждом слове и соединить их.

Учитель: Что получилось? (Дети отвечают на ушко учителю.)

[к] [о] [т] [и] [к] — котик.

 

Учитель: Вот какой котик живет у бабушки.

(Учитель показывает рисунок кота.)

 

Учитель: Он большой озорник, но бабушка его любит.

Физкультминутка

Вот за партами ребята

Раздвинули широко пальцы.

Расшалились, как котята.

Шевелим пальцами.

Парты пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Подушечками пальчиков трем о парту.

Наши пальцы, как котята,

Тоже вздумали играть.

Стучим подушечками пальцев по парте.

Что за ловкие ребята!

Пальцы « борются».

Как же можно их ругать?!

III. Формирование представлений о звуке [ц]

1.      Выделение звука

Учитель: У бабушки много интересного. В саду мы рассматривали цветы. Вот на грядке много вкусных, хрустящих огурцов. На сто­ле ягодки лежат на блюдце. А в огороде за капустой притаился заяц.

(Рисунки выставляются на наборное по­лотно.)

Учитель: Посмотрите на рисунки. Назовите предметы. (Цветы, огурцы, блюдце, заяц.) Какой звук общий в этих словах?

Где его место в слове?

2.      Учимся произносить звук [ц]

Учитель: Поучимся произносить звук, посмот­рим на соседа, как он произносит звук:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) верхние и нижние зубы совсем близ­ко, но не соединяются;

в) широкий кончик языка упирается в
нижние зубы;

г) по середине языка идет сильная ко­роткая воздушная струя.

Потренируйтесь в произношении.

3. Характеристика звука

Учитель: Расскажите о звуке [ц]. ( Согласный, непарный, глухой, твердый.)

4. Упражнения в выделении звука [ц] из потока речи

Учитель: Немного устали. Положите голову на парту, опустите плечи, закройте глаза. Послу­шайте рассказ о бабушке и внучке. Запомни­те все слова, в которых есть новый звук [ц].

Летом на улице ярко светит солнце. В огороде у бабушки растут огурцы, помидо­ры, капуста, редис. Но вот беда! На капус­ту напали гусеницы. Бабушка собирает их в банку. А Маруся говорит:

— Сейчас я тебе помогу, бабушка!

Побежала Маруся во двор, а обратно идет и несет корзину.

Что же принесла Маруся в корзине. Как вы думаете?

А в корзине были цыплята. Выпустила их Маруся на грядки. Цыплята стали кле­вать гусениц.

Бабушка сказала Марусе.

— Ты молодец, Маруся!

Поднимите голову. Повторите, какие слова запомнили со звуком [ц]?

IV. Формирование представления о буквах Ц, ц

1. Конструирование буквы из цветных ниток

Учитель: Знаете ли вы букву ц?

Соорудите ее из ниток. Встаньте, прой­дите и посмотрите, у кого какая получилась буква.

2.      Определение места новой буквы в ал­фавите.

Учитель: Посмотрите на алфавит, назовите со­седей буквы ц.

А какая бывает буква ц?

Для чего нужна большая? А маленькая?

V. Упражнение в чтении текстов с бук­вами Ц, ц

1.Чтение слогов, рифмование

Учитель: Посмотрите на доску. Нужно помо­гать бабушке. Готовы? Читаем:

цы — цы — цы — вот поспели      ……

ца -ца — ца — захотелось    …….

ец — ец — ец — мы сорвали         ……

цу — цу — цу — дети рады ……

рцы — рцы — рцы — мы полили…….

Вы, ребята,………….

2. Упражнение в развитии образного
восприятия

Учитель: А вы знаете, что говорит котик?

Он утверждает, что если очень-очень быть внимательным, то можно и у котика найти букву ц.

Как вы думаете, где она притаилась?

(Высказывания детей.)

Учитель: Прочтите текст с доски самостоя­тельно:

Вот какая буква Ц —

С коготками на конце.

Коготок – царапка, —

Как кошачья лапка.

 

3. Упражнение в чтении

Учитель: Как вы думаете, кто это там за воро­тами?

Лошадка предлагает вам прокатиться. А куда? Узнаете, если правильно совершите путешествие глазами по полю букв.

(На доске «решетка».)

Начинаем с поля, где сидит мушка.

 

ц 0 и
У с н
л к р

Найдите букву ц. А теперь два шага вправо (и), два шага вниз (р), один шаг влево (к).

Какое слово получилось? (Цирк.)

Кто из вас был в цирке? Что вам там понравилось?

 

VI.    Работа с учебником «Русская азбу­ка», с. 174, 175.

1.Работа с рисунком на с. 174

Учитель: Расскажите, что видели дети в цирке?

2.Чтение-разведка, с. 175

Учитель: Возьмите карандаш. Прочтите текст о цирке. Подчеркните букву ц в тех словах, где она есть.

Сколько раз встретилась буква ц в тексте?

VIIПодведение итогов урока

Рефлек­сия.

Учитель: Чем вы занимались на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Как вы работали на уроке?

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы на уроке всем было интересно и уютно?

А мне очень понравилось, как вы рабо­тали.

И я готова повторить слова из чистоговорки. Помните? «Вы, ребята,………      » Чуть не сказала «огурцы».

Домашнее задание.

Учитель: Вспомните, что вы видели в цирке. Принесите фотографии, если они есть, и расскажите о своей поездке в цирк. Прочи­тайте стихотворение о цирке С. Маршака. (См. «Русскую азбуку», с. 176.)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *