«Как помочь детям хорошо учиться»

 

«Как помочь детям хорошо учиться»

Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Родители в наши дни слишком заняты. «Некогда возиться с ним(ней), — рассуждают они. А уж когда в школу пошёл, то и подавно: «Вырос уже. Пусть школа воспитывает». Поэтому дети в основном слышат однообразные вопросы: «Поел? Погулял? Уроки выучил?» И если всё в порядке, то общение на этом прекращается; ребёнок остаётся наедине со своими заботами, а иногда и бедами.

В некоторых семьях полагают, что главное- одеть, обуть и накормить детей, а остальное- дело школы.

Как помочь детям хорошо учиться?

Этот вопрос интересует многих родителей. Главным условием является внимание семьи к учебной работе ребёнка, отношение к школьной жизни детей как к большому и ответственному делу.

Как правило, в тех семьях, где к учению детей относятся внимательно, школьники с самых первых дней учёбы начинают заниматься серьёзно, проявляют интерес к знаниям и добросовестно относятся к своим обязанностям.

Но помимо внимательного отношения к учебному труду детей, часто им требуется и конкретная помощь. Эта помощь на разных ступенях обучения бывает различной. Особенно в ней нуждаются школьники младшего и среднего возраста.

Младшие школьники часто учатся хуже своих возможностей, потому что многие из них ещё не умеют самостоятельно заниматься, контролировать самих себя, у них недостаточно развита усидчивость и настойчивость в работе. Особенно ярко это проявляется при подготовке домашних заданий, которым в системе обучения принадлежит важная роль. Готовя уроки дома, ребёнок закрепляет знания, полученные в школе, учится самостоятельно применять их на практике. Вот тут-то и необходимы контроль и помощь со стороны родителей.

Необходимо создать ребёнку дома условия, при которых он мог бы излагать свои знания кому-нибудь из старших членов семьи.

Однажды я в одной из радиопередач по проблеме воспитания детей в семье услышала интересный рассказ бабушки, которая занималась воспитанием внука. Она ежедневно проверяла уроки у своего внука-пятиклассника, включая и немецкий язык, хотя ни читать, ни писать по-немецки не могла. А внук даже и не подозревал о том. А хитрость заключалась в том, что бабушка очень внимательно слушала ребёнка, и если внук ошибался и запинался, то она просила его подучить немного.

Все родители, независимо от образования, могут послушать школьника, как он рассказывает, и по учебнику проверить выученный урок, посмотреть, аккуратно ли он выполнил письменные работы.

Иногда родители, успокаивая себя отличными отметками своего чада, совсем не интересуются их учебной работой. Правы ли эти родители? Конечно, нет. Родители должны внимательно следить за учебной работой даже самых хороших и старательных учеников. Внимательное отношение родителей к выполнению ребёнком домашних заданий даёт возможность совершенствовать его знания, приучает его лучше осмысливать выполненную работу, активизирует мышление, заставляет ещё раз подумать, так ли он всё понял и всё ли, что нужно заполнил, правильно ли рассказал выученное; приучает быть внимательным при подготовке уроков.

Полезно поставить перед ребёнком какой-нибудь интересный вопрос, дать ему возможность подумать, поспорить, поволноваться. Задавайте ему вопросы типа: «Почему ты так делаешь? Отчего так получается?»

Большую помощь могут оказать ребёнку родители, показывая насколько полезно то, что он узнал. Очень важно, чтобы дети с ранних лет поняли, что знания, приобретённые ими в детстве, в школе, будут нужны им всю жизнь. А ведь у родителей во многих случаях больше, чем у учителей возможностей помочь детям в этом. Например, они могут предложить им вымерить площадь квартиры, дома, двора, определить расстояние между различными пунктами, сколько краски потребуется, чтобы выкрасить пол в доме и т.д.

Так родители могут помочь детям связывать теоретические знания с жизнью, с практикой, показывая практическое значение полученных знаний, и тогда интерес к учению у детей будет повышаться.

К сожалению, не все родители понимают, как это важно. Часто они ограничивают свои разговоры о необходимости учиться назиданиями в духе старинной поговорки «Ученье- свет, неученье- тьма», либо твердят, что их ребёнок должен быть образцовым человеком. Это отвлечённое понятие, и детям оно не понятно.

Верным залогом успеха в обучении является систематическая учебная работа. Прочность знаний зависит от того, насколько вдумчиво и планомерно занимался школьник в течение года. Важная роль в этом принадлежит повседневному выполнению всего того, что предусмотрено программой и правильной организации закрепления всего изученного дома.

Ученик не сможет понять, что такое наречие, если плохо усвоит особенности глагола и прилагательного. Поэтому очень важно, чтобы дети систематически работали как в школе, так и дома при выполнении домашних заданий.

Домашнее задание обычно записывается в дневник, и родителям необходимо регулярно просматривать дневник и следить за тем, чтобы всё было выполнено.

Помогать детям в выполнении домашних заданий нужно регулярно. Эта помощь должна быть организована так, чтобы не мешать детям самостоятельно работать, не подсказывать пути решения задач и способы решения и уж ни в коем случае не выполнять за них задания. Кроме вреда такая «помощь» ничего не принесёт.

Правильно поступают те родители, которые заботятся о создании условий для подготовки школьниками домашних заданий и внимательно контролируют их выполнение, приучая детей садиться за уроки ежедневно в одно и то же время, и не отвлекаться во время занятий.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дети готовили уроки сразу после школы. Сначала нужно хорошо отдохнуть. Но нельзя допускать, чтобы ребёнок готовил уроки наспех перед сном, или утром, перед уходом в школу. Очень важна и последовательность выполнения домашних заданий. Со свежими силами лучше готовить трудные уроки. При решении задачи следует обратить внимание на то, чтобы ребёнок хорошо разобрал условие задачи, выяснил, что дано и что следуёт узнать, определил тип задачи, а уж потом начал решать. При выполнении упражнений по русскому языку ребёнок должен разобрать содержание, уяснить, что надо сделать, повторить правила, а потом выполнять работу.

Иногда родители успокаиваются, услышав от ребёнка, что все уроки выучены. Этого делать не следует. Часто ребёнок совершенно искренне уверен в этом, а когда начинает рассказывать, то выясняется, что где-то необходимо подучить, вспомнить.

При заучивании стихотворений наизусть следует текст разбивать на отдельные, логически обоснованные части и заучивать их каждую в отдельности, а затем уж связывать текст и повторять его полностью.

При подготовке устных предметов необходимо помогать детям установить логический план рассказываемого, выделить основные мысли, определить их последовательность.

Родителям следует почаще просматривать рабочие тетради детей, чтобы знать, как они работают в классе, выполняют ли домашние задания. А то ведь бывает и такое, что в тетрадях одни классные работы.

Чтобы дети безошибочно и аккуратно выполняли уроки, нужно в комнате, где ребёнок готовится, создать рабочую атмосферу. Разговоры взрослых, радио, телевизор отвлекают ребёнка. У ребёнка должно быть постоянное место для занятий, удобное и хорошо освещённое.

Важное значение для успешной учёбы имеет организационная сторона дела. Важно, чтобы ученик имел к началу учебного года всё необходимое: книги, ручки, линейки, ластики, альбомы и т д. Иногда родители на это обращают мало внимания.

Подводя итог, отмечу: чтобы помочь детям хорошо учиться, следует прежде всего развивать и поддерживать у них интерес к знаниям, проявлять заботу о создании условий для успешной учёбы, контролировать их и помогать им.

Всё это будет способствовать тому, что у школьника будет стремление учиться хорошо, он научится систематически работать и ответственно относиться к своим обязанностям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *