Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

 

Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Цели урока: — помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно  обозначать.

— закрепить знания детей по право-писанию слов с сочетаниями чк, чн.

1. Орг.момент.

—         Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

—         Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2. Чистописание.

—         Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).

—         Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

—         Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

—         Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.

—         Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.

—         Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.

—         Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

—         Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось  в слове тучка? (чк пишется без ь)

—         Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н — чн)

—         Запишем эти два сочетания на следующей строке.

—         Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)

—         Слова с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.

3. Словарная работа.

—         Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.

—         В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)

—         Правильно, это береза. Как вы догадались?

—         Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).

—         Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)

—         Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с  гласной ё)

—         Какую букву мы должны запомнить? (е)

—         Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка — показываю карточку с закрытой буквой о)

—         Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

—         Проверьте то, что вы написали.

—         Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

 

4. Работа над пройденным материалом.

—         Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.

—         Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

чк

точка

ночка

печка

чн

точно

срочно

срочно

—         Проверим.

5. Физминутка.

“Бывает – не бывает”

Веточка съела девочку (садимся)

Леночка взяла скалочку (руки вверх, голову вниз)

Сказочный домик из шоколада.

6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

—         Посмотрите! Озорник ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.

—         Давайте вернем слова на свои места. (на доске Ряба снесла яичко курочка.)

—         Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)

—         Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).

—         Какие правила встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).

—         Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)

—         Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

—         А чем закончилась эта сказка?

—         Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).

 

7. Работа с карточками в парах.

—         Вот и мы с вами работаем дружно, потому у нас все получается. А сейчас мы будем работать в парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.

—         Проверьте друг  у друга.

8. Дидактическая игра.

—         Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем и играя, поучимся. (на доске слово  ТОЧКА)

—         Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.

—         Чем похожи по написанию эти слова. (точка – бочка- кочка – почка – ночка).

9. Подведение итогов урока.

—         Чему мы научились сегодня на уроке? Зачем нам это нужно?

—         У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках, исправьте и вложите в тетрадь. (домик с тремя окошками: чк   чн   ь  )

—         Делаем вывод: мягкий   знак не может жить в одном доме с чк и чн!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *