Звуки [p] и [p’] и их обозначение буквой Р (закрепление)

Тема: Звуки [p] и [p’] и их обозначение буквой Р (закрепление)
Цели:
1. закрепить умение детей на слух различать в словах сонорные [p], [p’]; читать слоги разной структуры; продолжить обучение чтению 2-3-сложных слов без пауз между слогами, с выделением ударного слога; составлять предложение из слов, слова из букв, соотнося их со звуковыми схемами;
2. развивать фонематический слух и навык проведения звукового анализа слов; развивать наглядно-образное мышление, воображение, внимание, речь учащихся;
3. учить детей сотрудничать, воспитывать чувство взаимопомощи, интереса к изучаемому предмету, любви к родной стране.

Оборудование:
• дома – модели «Буквограда»
• квадратики красного и коричневого цветов для «Звуковой мозаики»
• сигнальные карточки (15 – мягкий согласный, 15 – твёрдый согласный)
• карточки со словами к игре «Живое предложение»
• «Азбука»
• цветной коврик – решение мозаики
• стихотворение «Рассеянный»
• карточки со словами для игры «Доскажи словечко»
• звуковые схемы к игре «Найди слово»

Модель деятельности:

I. Эмоциональный настрой.

– Доброе утро, ребята и уважаемые гости. Этот урок не совсем обычный, так как в гостях у нас учителя из разных школ города. Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте поприветствуем их так, как это делают школьники. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам счастливой работы. Садитесь.

II. Активизация познавательной деятельности.

Сонорные согласные –
Самые прекрасные!
Повсюду ясно слышатся,
Звучат почти как гласные!
– Назовите эти очень звонкие сонорные согласные звуки ( [л], [л’], [н], [н’], [м], [м’], [р], [р’] ).

III. Работа над новым материалом.
Читает 1 ученик:
Этот звук, как пёс, рычит,
В дом залезть он не велит.
Звук согласный, звонкий он:
Раки, Рыба, Реки, гРом.
– Какие два звука мы продолжим исследовать? ([p] и [p’])
– В каких из этих четырёх слов слышится твёрдый [p]? (раки, рыба, гром)
– А мягкий [p’]? (реки)

IV. Фонетическая зарядка.

– Предлагаю «разогреть» наши язычки. Сначала для мягкого звука [p’]:

Поросята хрюкают… хрю-рю-рю,
Утки громко крякают… кря-ря-ря.

– Теперь для твёрдого звука [p]:

Едет мотоцикл…др-р-р,
Кони храпят…хр-р-р,
Вороны кричат…кар-р-р,
Собаки рычат…р-р-р.

– Язычки к работе готовы. Проверим, как работают ушки.

Работа в парах.

– На парте найдите две сигнальные карточки. Договоритесь, кто какую карточку во время игры будет показывать. Возьмите в руку свою карточку. Пожалуйста, напомните всем, какой звук обозначается этим рисунком? – согласный, твёрдый, звонкий; а этим? – согласный, мягкий, звонкий. Что обозначает горизонтальная черта на схеме? (преграду при произнесении согласного звука).
– Слушаем внимательно слова и поднимаем нужную карточку. Не забывайте, что во время работы можно советоваться с соседом по парте, а также помните, что могут встретиться слова-ловушки и что настоящие друзья прощают ошибки друг друга.

ЖАРА, ЖАРЬ, РЯДЫ, РАДЫ, СОЛОВЕЙ, КРАН, КРЮК, РЕБРО(2!), ЗОРЬКА, ЗОРКО, РОДИНА, СМОРОДИНА, ГОРКА, ГОРЬКО, РЫБКА.

– Молодцы! Рыбка приглашает вас отдохнуть вместе с ней. Во время физминутки самые внимательные дети громче остальных звуков произносят звуки [p] и [p’].

Физминутка.

* * *
Рыбки весело играют
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

* * *
Раз-два, раз-два,
Выше, выше голова.
Три-четыре, три-четыре,
Руки шире, ноги шире.
Пять-шесть, пять-шесть,
Нужно очень тихо сесть.

V. Игра «Доскажи словечко».

– Сели тихо и красиво.
Спинки прямые, словно свечки.
Поиграть вам предлагаю
В игру «Доскажи словечко».

(Слова-подсказки написаны в столбик. Их читаем предварительно перед игрой.)
Ра-ра-ра – начинается… игра
Ры-ры-ры – у наших мальчиков…шары
Ро-ро-ро – у нас новое…ведро
Ри-ри-ри – сидят на ветках…снегири
Ру-ру-ру – продолжаем мы… игру
Ёр-ёр-ёр – мы расстелем вам…ковёр
(чтение слогов хором, слабый ученик)
– А ковёр наш непростой. А ковёр наш звуковой.

VI. Игра «Звуковая мозаика».

Каждый перед собой выкладывает на парте звуковую разноцветную дорожку. Красный квадрат – услышав твёрдый звук [p], коричневый – услышав мягкий звук [p’]. Догадайтесь, почему твёрдому звуку [p] соответствует красный цвет? А почему мягкому звуку [p’] соответствует коричневый цвет? (в слове «красный» изучаемый звук твёрдый, а в слове «коричневый» он мягкий).

ПРЕКРАСНАЯ, РОДИНА, РЯБИНА, УРАЛ, РОССИЯ, РЕЧКА
(на доске правильный вариант коврика) Самопроверка.

VII. Игра «Найди слово».

Перевернув цветные квадратики, вы увидите буквы. Каждый из вас сейчас по выбору составит из них одно слово. Все буквы использовать необязательно. На доске вы видите звуковые схемы слов. Вы можете к заданной схеме придумать слово, а можете поступить наоборот: сначала составить слово, а затем найти подходящую к нему звуковую схему.
(родина, Дина, род, один, народ + варианты детей)

– Что для вас означает слово «родина»? (ответы детей)

VIII. Чтение «Азбуки».
Откройте «Азбуку». Внизу найдите два слова в рамочке. Читаем первое слово: родина. Читаем его по слогам. Выделяем голосом ударный слог. Поставьте точки под буквами безударных гласных. Читаем второе слово: Россия. На какой гласный звук падает ударение? Поставьте точки под буквами безударных звуков. Взаимопроверка.

Физминутка.

Чтоб усталость быстро снять
Попрошу вас тихо встать.
Трудно себе представить Россию без медведей. Побудем медвежатами.

* * *
Медвежата в чаще жили.
Головой они крутили,
Вот так, вот так головой они крутили.
А потом они писали, выше лапки поднимали.
Вот так, вот так выше лапки поднимали.

Вспомним красивую российскую золотую осень.
* * *
Мы – листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер, закружились, полетели, полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели, полетели, полетели и за парты тихо сели.

IX. Игра «Живое предложение».

К некоторым из вас действительно на парту прилетели листочки с написанными на них словами. Поиграем в игру «Живое предложение».
Дети выходят с карточками, на которых написаны слова: У, реки, росла, рябина,
Совещаются несколько секунд и составляют предложение: У реки росла рябина.
– Сколько слов в данном предложении?
– Почему маленькое слово «у» написано с большой буквы?
– Почему Ване пришлось встать со своей карточкой в самом конце «живого» предложения?
– Поднимите выше карточки со словами, в которых буква Р обозначает твёрдый звук; мягкий звук.
– А кто знает, как во время чтения мы определяем, твёрдо или мягко нам нужно произносить согласные звуки? (вспоминаем гласные – показатели мягкости и показатели твёрдости предыдущих согласных).

X. Чтение стихотворения «Путаница».

Итак, у реки выросла рябина…
Могут ли, ребята, на рябине вырасти бананы? А если быть очень радостным и весёлым человеком, таким, каким был Корней Иванович Чуковский, то всё невозможное станет возможным.

Чтение «Путаницы» К.И.Чуковского
Пусть это весёлое стихотворение будет вам в подарок за вашу хорошую дружную работу на уроке (чтение сильного ученика, чтение вполголоса, чтение по частям слабочитающими детьми).

XI. Поэтическая минутка.

Среди наших ребят уже есть юные сочинители. Так, например, Павел Коневских решил подарить нашим гостям и своим одноклассникам стихотворение, название которого тоже начинается с буквы «Р».

«Рассеянный».

Рассеянный надумал раз
Купить себе противогаз.
Собрался и пошёл он
В магазин за домом.
Засчитался он ворон,
Что кружили над крыльцом.
Он пошёл за ними следом
И ходил так до обеда.
К вечеру он заблудился
И порядком притомился.
Рассеянный ходил кругами,
Не мог уж он идти ногами
По городу большому…
И вот, о счастье, вышел к дому!
Не смог купить противогаз…
Подумал: «Может, в другой раз».

XI. Итог урока.
Для обозначения каких звуков служит буква Р?
Почему звуки [p], [p’] называются сонорными?
–Что понравилось на уроке?
– Что было самым трудным?
– Кто работал на уроке хорошо и отлично покажите рукой «во!»
– Я очень рада, что вы все работали хорошо. Молодцы!
– Урок окончен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *