Урок по музыке «В гостях у деда Мороза. Мороз – персонаж славянского фольклора»

Тема урока: «В гостях у деда Мороза. Мороз – персонаж славянского фольклора».
 
Цели: познакомить детей с историей возникновения праздника ёлки, выучить песню М. Раухверга «Зимний праздник».
 
Оборудованиеоткрытки, рисунки с изображением Деда Мороза, зимы, снеговика, Снегурочки, зимнего леса .
 
Метод обучения: метод рассказа, беседы.
 
Ход урока
 
I Организационный момент.
  1. Построение у класса.
  2. Вход под музыку «В лесу родилась ёлочка».
  3. Музыкальное приветствие.
II Развитие темы.
 
1. Слово учителя.
— Ребята, сегодня ученики нашего класса познакомят вас с историей праздника новогодней ёлки, рождением самого Деда Мороза, Снегурочки, будет интересно. Потом мы выучим очень хорошую песенку «Зимний праздник».
2. Сообщения учеников.
1-й ученик. «Чародей зимнего царства».
Хороша русская зима! Сквозь ночную мглу пробивается зимний рассвет. Затянутое чёрной пеленой небо постепенно светлеет, и вот из-за края земли появляется солнце. Вспыхивают и сверкают присыпанные снегом леса, нежный румянец оживляет стволы сосен и берёз … Слух ловит слабый звон бубенцов. Вот он уже совсем близко и кажется, что за следующим поворотом мы увидим русскую тройку и широкие розвальни – сани, на которых восседает зимний волшебник. Мороз- воевода со Снегурочкой объезжают своё ледяное царство, спешат в гости к людям. Наш Мороз – персонаж славянского фольклора. Известный фольклорист (тот, кто изучает фольклор) Александр Николаевич Афанасьев отмечал, что русские народные сказки, народные песни – это переработанные поверья, где главные персонажи сохранили связь с различными явлениями природы. Великаны и богатыри народных песен и сказок даже свои имена не меняли. Какие их имена? (Вихрь, Гром, Мороз). У восточных славян есть образ Мороза – богатыря-кузнеца, который сковывает воду «железными морозами». Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Был такой славянский бог бурь и непогод – Позвизд. Стоило ему тряхнуть головой – на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с пол его одежды падал хлопьями снег, сопровождала его свита бурь и ураганов. В славянских сказках рассказывается, что был такой волшебный прутик, которым отпирались кладовые земли с её несметными ьогатствами. Вот откуда появился в руках у Деда Мороза волшебный посох, благодаря которому дети получают подарки в новогодние и рождественские праздники.
— В каких сказках, музыкальных произведениях вы встречали образ Деда Мороза? И какой это образ? Добрый или злой? (Древне-славянское сказание «Зимник», русская народная сказка «Мороз Морозович», белорусская сказка «Мороз, Солнце и Ветер», А.Н. Островский пьеса «Снегурочка», Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос», песня «Снегурочка и Дед Мороз» из мультфильма «Ну, погоди».)
В этих произведениях Дед Мороз – и суровая стихия, и могучий богатырь ( и прекрасный русский мастеровой, и добрый волшебник).
— Да, Дед Мороз – своеобразный мифологический персонаж, которому присущи все достоинства русского народа.
2-й ученик. «Зима».
В праздник Введение (21 ноября) народ верил, что по горам и долам едет на «пегой кобыле» красавица Зима, одетая в белоснежную шубу, и дышит таким леденящим дыханием, что вся нечисть торопится укрыться куда-нибудь подальше. Зима несёт людям веселье и светлые праздники. Какие? (Новый Год, Рождество, Крещение.)
— Пословицы говорят: «Братья Морозы Морозовичи рукавицы на мужика надели, стужу установили, Зиму на улицу наставили». с 25 декабря начинался период зимних святок, который сопровождался гаданием, пением, колядок с пожеланиями богатства, здоровья, переодеванием, песнями и плясками. Праздник Рождества Христова приходился как раз на те дни, когда славяне устраивали праздненства в честь Коляды. После Крещения начинались жестокие морозы. И несмотря на стужу, с древних времён есть обычай: в Крещение (19 января) люди купаются в проруби и не болеют. Зима заканчивается проводами Масленицы после 11 февраля.
3-й ученик. «Родословная Деда Мороза».
Сколько лет Деду Морозу?
Точного ответа не даст никто. В любом случае можно утверждать, что Дед Мороз родился много тысячелетий тому назад. По мнению одних «биографов», он – потоиок добродушного великана Гаргана, другие считают, что прадедом Деда Мороза был Святой Николай, который очень любил делать неожиданные подарки. Сторонники этой версии утверждают, что само имя Санта-Клаус» есть не что иное, как искаженное «Святой Николай».
Давным-давно, в III веке родился мальчик. Назвали его Николаем, который вырос и стал епископом. Он всегда старался помочь бедным и несчастным. Однажды он прослышал о трёх славных девушках, которые не могли выйти замуж из-за того, что у родителей не было денег на приданое. И тогда Николай тайно, под покровом ночи, пробрался к дому сестёр, поднялся на крышу и бросил через трубу очага три кошелька с золотом. Кошельки попали в развешанные у огня для просушки чулки девочек. Проснувшись утром, они не могли поверить своему счастью.
Когда же Николай умер, в память о нём была построена церковь. Слава о добром и щедром Николае-епископе разнеслась по многим городам и странам. В его честь стали сооружать новые церкви и храмы. И даже праздник особый придумали- День Святого Николая. Этот день, 6 декабря, с полным правом можно назвать Днём Веселья и Подарков. А происходило это так: выбирали человека, которого одевали в епископские одежды. Он должен был раздавать детям подарки, но подступиться к Николаю, когда он шёл, было трудно: вокруг прыгали переодетые в чертенят весельчаки, которые мешали пробраться к Святому Николаю. Наш Дед Мороз такой же добрый и щедрый, и у него есть мешок с подарками. К тому же наши новогодние представления тоже не обходятся без участия злодеев. Так и вертятся вокруг Деда Мороза Баба Яга, Леший, Кикимора, разбойники, хитрая лиса. Праздник обязательно завершается раздачей новогодних подарков. Вот и получается, что Святой Николай – один из предков нынешних Дедов Морозов.
И, наконец, в 1863 году произошло ещё одно важное событие в «биографии» Санта-Клауса. Художник Томас Най нарисовал его портрет. Он изобразил Санта-Клауса с белой окладистой бородой и искрящимися глазами. Одет он был в отороченную пушистым белым мехом шубу с капюшоном, а в руках держал неизменный свой мешок, наполненный подарками. Именно Най придумал, что Санта-Клаус живёт на Северном полюсе, мастерит игрушки, сортирует письма детей, а так же лазит по печным трубам и приносит детям праздничные подарки.
У разных народов разные Деды Морозы.
Во Франции – Дед Январь, в Германии и Австрии рождественского Деда прежде звали господин Ниманд(никто) или Гренд-фазе Фрост (Дед Мороз), в Англии – Фазе Кристмес (Батюшка Рождество), в Италии его зовут Баббо Натали, в Польше, на Украине, в Белоруссии, Чехии и Болгарии верят в Полазника- домашнего духа, который украдкой нашёптывает домочадцам разные весёлые пророчества. В Греции, Румынии Деда Мороза величают Василием, в Японии особой магической силой наделён бог – хранитель горы-Сегацу Сан. Везде свои Деды Морозы.
4-й ученик. «Где живёт Дед Мороз?»
Где Снежная королева, в Лапландии. На севере. Это и Гренландия, и Лапландия, это и Сибирь, и Чукотка. Летом Дед Мороз живёт на Севере, а зимой приходит насвою вторую родину – жемчужину Русского Севера – Вологотскую область, в Великий Устюг. Это один из самых северных городов не только в России, но и в Европе. Вот и обосновался Дед Мороз в своём «родовом поместье» — небольшом селении Морозовица. Одет он в красную шубу, отороченную белым мехом, на голове старинная шапка, на ногах валенки, в руках носит детям ёлку и мешок с подарками .Рассказывают, что когда-то на горе Глядень жили два брата – Водолей и Мороз. Жили они дружно, усердно занимались своими делами: старший – летом, младший – зимой. Но однажды они поссорились и разошлись в разные стороны. Старший брат «построил» себе город Устюг. Вот почему на гербе этого горола изображение Водолея. А мороз обустроил себе вотчину в Морозовице.
Так что живёт Дед Мороз в этих краях вот уже тысячу лет, а может и больше. Около Великого Устюга расположен небольшой старинный городок Никольск. В его окрестностях много лет назад произошла встреча Деда Мороза с двумя девочками. Одну из них он наградил богатыми подарками, другую наказал за дерзость и неуживчивость. Эту историю многие знают по сказке «Морозко» (слышали? Видели фильм?), записанной именно здесь в Никольском уезде собирателем русских сказок Александром Афанасьевым. Русский Север славится густыми лесами. До наших дней здесь сохранились замечательные памятники архитектуры, среди которых появился недавно Дворец Деда Мороза.
5-й ученик. «Снегурочка, Снегурка, Снежевиночка».
-Снегурочка- любимый персонаж русских народных сказок и героиня новогодних праздников. Это очень красивая девочка, её радуют снег и холод, но пугает Солнце, от горячих лучей которого она может растаять. Родилась она из снега. Вспомните сказку «Снегурочка».
Дети. Не было у старика и старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снега, положил  его на печку и явилась прекрасная девочка.
-В этой сказке мы слышим отголосок предания (народный фольклор) о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега. Зимой облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева опускается на землю, в мир людей, поражая всех нежною белизной(в этот момент на поля падает снег). С приходом лета она, улетая на небо, принимает новый воздушный образ.
Дети. В украинской народной сказке Снегурочка уже не маленькая девочка, а девушка, и после её смерти (прыгнула через огонь) на этом месте вырастает чудесный цветок. Молодой парень пересаживает его в горшок. Ночью цветок начинает двигаться, падает наземь и превращается в прекрасную девушку.
Есть опера Римского –Корсакова «Снегурочка», где героиня Снегурочка – дитя Мороза и Весны, всей душой тянется к людям, жертвует собой ради объединения людских сердец, счастья и любви.
Учитель. Но в народных сказках Снегурочка не исчезает, а принимает другой образ, чтобы через некоторое время вновь предстать перед людьми. И потому она вечно молода и прекрасна.
А где её родина? В Костромском крае, откуда пошли предания о ней.
III. Разучивание песни М.Раухверга на слова Н.Саконской «Зимний праздник».
Распевание.
 
Разучиваем песню.
 
IV. Обобщение.
 
— Итак, с чем познакомились мы на сегодняшнем уроке, что узнали нового?
— Понравилась ли вам песня?
 
V. Итог урока.
 
Выставление оценок. Выход из класса под музыку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *