«Правило употребления предлогов о и об»

Конспект урока

Ф.И.О. учителя: Сенина Марина Юрьевна

Место работы:  Крюковский филиал МБОУ  Новоникольская СОШ

Должность: учитель начальных классов

Класс: 4

Предмет: русский язык

Дата: 08.10.2014

Тема урока: «Правило употребления предлогов о и об»

Базовый учебник: «Русский язык 4 класс», 1 часть / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига / Учебник, 2014

УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий решения  учебной задачи.

Цели урока:                                                                                                                                                                                                                                -предметные цели: организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы; по изучению и первичному закреплению правила употребления предлогов о и об;

развивающие цели: создать содержательные и организационные условия, ориентированные на развитие у школьников умения ставить цель, формулировать проблему, предлагать пути ее решения, рефлексивные умения; развития коммуникативной культуры школьников; умения переходить от конкретных задач к постановке и решению учебной задачи; обращаться за разъяснениями, четко сформулировав свои сомнения;

-воспитательные цели: актуализировать личностный смысл учащегося на изучение темы, ориентировать на здоровый образ жизни.

Формы работы учащихся: Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

— фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, групповая работа.

Технологии, используемые на уроке: компетентностно – ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно – коммуникативные технологии, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии, технология уровневой дифференциации обучения.

 

Планируемые результаты:

— предметные: осваивают первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных); умеют использовать знания для решения познавательных, практических задач;

— личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, активность, желание больше узнать; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат; задаются вопросом о личностном смысле учения и умеют находить ответ на него;

Характеристика этапов урока

       Этап урока время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивировация (самоопределение)      к учебной деятельности

1 мин.

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой, мотивирует их к уроку.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

 

 

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

 

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя.

Регулятивные:

умение самостоятельно организовать свое рабочее место.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация

 знаний, подготовка к восприятию нового материала

1. Пословица:

«При частой горести придут и болести»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Словарная разно-уровневая  индивидуальная работа по карточкам (карточка № 1)

 

7 мин.

Ориентирует учащихся на здоровый образ жизни

 

 

Организовывает повторение изученного о предлогах и форме ед.ч.  предложного падежа имен существительных.

-В чем особенность П.п.?

-Что вы знаете о предлогах?

Сообщает интересные сведения о предлогах.

Как вы думаете, сколько предлогов в русском языке? (около 200)

Предлог – с греческого означает «калька», переводится «перед словом»

 

Организует разно-уровневую диагностическую словарную работу, создает ситуацию успеха.

-Вставьте пропущенные

буквы и запишите имена существительные   или словосочетания  в форме ед.ч. П.п.

 

 

 

 

 

 

Читают пословицу и объясняют ее смысл.

 

Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.

Записывают пословицу и находят существительные с орфограммой «безударный гласный в окончании», доказывают правильность написания.

Делятся имеющимися знаниями  о предлогах.

 

Выбирают уровень сложности работы.

Вставляют пропущенные буквы и записывают имена существительные или словосочетания в форме ед. ч. П.п.

 

Слайд №2                                            

Личностные:

жизненное самоопределение – ориентирование на здоровый образ жизни, повышают учебную мотивацию. Познавательные:

самостоятельно выполняют предложенные задания, опираясь на полученные знания.

 

Коммуникативные:

умение правильно строить свои высказывания и слушать мнения товарищей.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в письменной форме, контролировать себя в процессе.

 

3.Выявление места и причины затруднения.

1.Творческая работа в группах. Сочинение загадок по опорным словам.

(карточка №2)

 

 

 

 

2.Создание проблемной ситуации.

Составление и запись предложения со словами-отгадками.

 

 

 

 

 

3.Фиксация новой учебной задачи, определение темы урока.

6 мин.

 

 

Организовывает творческую  деятельность учащихся в группах.

 

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Учитель предлагает составить предложение со словами-отгадками, употребив их в П.п. с предлогами О или ОБ.

Выдвигает проблему, подводит к теме урока.

-Как вы считаете, какой предлог надо написать?

-Кто думает по-другому?

-Можете ли вы с уверенностью сказать, какой предлог О или ОБ надо написать?

-Если нет, то пока предлог писать не будем, оставим для него место.

Предлагает определить задачу и тему урока.

 

 

 

Сочиняют в группах загадки по опорным словам, зачитывают, обсуждают.

Слайд №3

 

 

 

 

 

Учащиеся составляют предложение и записывают.

Мы придумали загадки __

листьях,__ осени,__ ягодах.

 

Высказывают разные точки зрения о том, какой употребить предлог О или ОБ, но аргументировать не могут.

 

Фиксируют новую учебную задачу, определяют тему урока.

Слайд №4

Личностные:

имеют мотивацию к  творческому труду, проявляют активность.

Познавательные:

пытаются решить задачу известным способом,

фиксируют проблему.

Коммуникативные:

строят понятные для собеседника высказывания,

прислушиваются к мнению других, договариваются друг с другом.
Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

1. Работа по учебнику с. 60 (устная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Письменная работа по учебнику с. 61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Конструирование нового способа действия

(карточка № 3)

 

 

 

7 мин.

 

 

 

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

 

 

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

 

 

 

 

Организовывает письменный анализ учебной задачи по образцу.

-А теперь прочитайте размышления Маши и Миши в учебнике.

-Воспользуйтесь  советом Кости. Запишите два последних столбика слов  и возле каждого столбика укажите, с какого звука оно начинается.

 

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

-Теперь вы понимаете, почему слова во 2-ом и 3-ем столбиках используются с разными предлогами?

-А почему слова в 1-ом и 3-ем столбиках употребляются с одним и тем же предлогом?

Организует учебное взаимодействие учеников для формирования понятия.

 

 

Поиск и выделение нужной информации из учебника. Рассматривают в учебнике (с.60), как употребляются существительные с предлогами О и ОБ.

Слайд №5

Приходят к единому мнению, что понятно только с первым столбиком: если слово начинается с согласного звука, надо употреблять предлог О.

 

Записывают два последних столбика слов и возле каждого слова указывают, с какого звука оно начинается.

Слайд №6

Слайд №7

 

 

 

 

Слайд №8

Выдвигают гипотезы, обосновывают свой выбор.

 

 

 

 

 

 

Работают в парах (карточка № 3)

Формулируют правило употребления предлогов О и ОБ.

Слайд  №9

 

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, активность, желание больше узнать;

интерес к предметно – исследовательской деятельности.

Познавательные:

извлекают информацию из учебного текста;

анализируют,

доказывают,

аргументируют свою точку зрения, делают выводы.

Коммуникативные:

осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы обучающихся, рефлексия своих действий.

 

 

Физкультминутка

 

2 мин.

Проводит физкультминутку Выполняют движения под видеозапись. Осуществляют профилактику утомления.

 

Личностные:

ориентирование на здоровый образ жизни.

 

5.Усвоение новых знаний и способов действий

1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа со стихотворением. Презентация.

Слайды №11-17

 

2.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Упражнение №38 (1ч.) с. 62

 

 

 

 

 

3.Коррекционная работа.

Продолжение работы с предложением со словами-отгадками.

 

4. Работа со словосочетаниями.

Учебник с.62

13 мин.

 

 

Организует первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Демонстрирует слайды с текстом стихотворения, в котом пропущены предлоги.

 

Организует практическую самостоятельную работу по учебнику с последующей самопроверкой.

Формулирует задание.

Контролирует правильность выполнения задания, оказывает помощь.

 

Организует коррекционную работу

-Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, какой предлог О или ОБ надо написать?

 

Организует  применение общего способа действия для решения частных задач

-Как вы думаете, со словосочетаниями надо использовать те же предлоги, что и со словами?

Предлагает сделать вывод

 

 

Читают стихотворение и показывают карточку с предлогом О или ОБ, объясняют свой выбор.

Слайд №11-17

 

 

Выполняют самостоятельно упражнение № 38 (1ч.)

Записывают имена людей в два столбика: в первый с предлогом О, во второй- с предлогом ОБ.

Выполняют самоконтроль.

Слайд №18

 

Обосновывают

правильность выбора предлогов О или ОБ

 

Слайд №19

Высказывают  свое мнение об употреблении предлогов О и ОБ со словосочетаниями.

Читают текст в учебнике на с.62. Сравнивают со своим мнением.

Делают вывод

Слайд №20

Личностные:

принимают и осваивают социальную роль учащегося, имеют мотивацию к работе на результат.

Познавательные: применяют новый способ, осознают познавательную задачу и решают ее самостоятельно, осуществляют классификацию по заданному критерию.  Коммуникативные:

строят рассуждения, понятные для собеседника; умеют использовать речь для регуляции своего действия.

 

Регулятивные:

воспроизводят в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

отрабатывают способ в целом;

осуществляют самоконтроль.

 

6.Рефлексия учебной деятельности

 

4 мин.

Предлагает выбрать пословицу, которая объясняет необходимость полученных знаний.

 

-Закончите предложения

 

 

 

 

 

 

 

Читают и выбирают пословицу.

Слайд №21                                                 

 

 

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

Слайд №22

 

Личностные: задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него;

Познавательные: анализируют, строят  рассуждения, делают выводы.

Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы обучающихся, рефлексия своих действий.

Регулятивные:

оценивают результат.

7. Домашнее задание

 

Объясняет содержание домашнего задания.

Упр. №39 (обязательно)

Т. №33 (2 часть)

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Записывают в дневник.

Слайд №23

 

 

Приложение:

1. Презентация (в формате Microsoft Word)

2. Страницы учебника (ксерокопия)

3. Карточки с заданиями (раздаточный материал)

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка  1

 (индивидуальная работа)

Уровень 1

б_седа —   _________________________

в_л_сипед —  ______________________

кр_вать — _________________________

пш_ница — ________________________

п_льто — ___________________________

 Уровень 2

приятная  б_седа —   _________________

новый  в_л_сипед —  ________________

широкая  кр_вать — _________________

зрелая  пш_ница — __________________

тёплое  п_льто — ____________________

Карточка 2

(работа в группах)

 

____________________ в лукошке

____________________горошки. (Ягоды)

 

____________________ улетают.

____________________ опадают.

____________________ бывает? (Осень)

 

____________________ лежат,

____________________шуршат. (Листья)

 

Карточка 3

 (работа в парах)       

 вариант 1

Если слово начинается с согласного звука, оно употребляется

с предлогом  ___,  а если с гласного – с предлогом  ___.

 

вариант 2

Если слово начинается с ___________________ звука,

оно употребляется с предлогом  О ,

а если с ___________________ звука – с предлогом  ОБ.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *