«Православный календарь. Праздники.»

Модуль: Основы православной культуры.

 Цель: формирование понимания, что Пасха – главный    

                   праздник православных христиан, смысл их веры.

 Задачи: дать эмоционально полноценное представление о

                         праздновании Пасхи на родине, обычаях и

                         традициях праздника;

                         способствовать формированию нравственных качеств

                         через ознакомление с христианскими заповедями.

 

 

Оборудование:

               выставка детских рисунков, пасхальные картинки,

                         шаблоны яиц, фломастеры, мультимедийная

                         презентация, краски, ложки для эстафеты,

                         аудиозапись с колокольным звоном, карточки с

                         основными понятиями.

 

 

Основные понятия:

                       БЛАГОВЕСТ – колокольный звон перед началом

                       церковной службы. 

                      ОБРЯД – совокупность установленных обычаем действий

                      в которых воплощаются религиозные представления

                      или бытовые традиции.

                      ВЕЛИКИЙ ПОСТ –семинедельный пост перед Пасхой.

                      СЕДМИЦА – неделя.

                      ПЛАЩАНИЦА – полотно с изображением Христа,

                      лежащего в гробу.

 

Опережающие задания:

              собрать рецепты куличей, пасхи, рисунки к празднику,

                       подготовить учащихся средних классов к музыкальному

                       выступлению.

 

 

ХОД  УРОКА

 

  1. I.                  Погружение в тему

Учитель:  Сегодня в праздник Пасхи

Звонят колокола,

Светлеют лица у людей,

И отступает мгла.

Каскадом  серебристых нот

Пасхальный перезвон

Нам вести добрые несёт

Из глубины времён.

 

  1. II.              Работа по теме урока.

Учитель:  Только успеет  выглянуть весеннее солнышко, природа оживает, как все мы начинаем готовиться к встрече самого торжествен-

ного праздника – Пасхи Христовой. Этот праздник назывался по – разному.

— Ребята, подскажите другое название этого праздника.

— Действительно, праздник называли Великий день, Светлый день,

      Христово Воскресенье.

— Пасхе предшествует недельный пост.

— Ребята, вам знакомо это слово – пост?

— Что значит соблюдать пост?

— Соблюдают ли пост в вашей семье?

Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей (неделей).

Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной

жизни Христа.

Понедельник, вторник и среда посвящены воспоминаниям о последних

беседах Иисуса Христа со своими учениками и народом.

Четверг – воспоминание о предательстве Его Иудою. Иисус Христос

заранее знал, что так случится, и со смирением принял это предатель-

ство своего ученика. Знала об этом  Его мать Мария.

Ученик: Он шёл безропотно тернистою    дорогой,

                    Он встретил радостно и гибель, и позор.

                    Уста, вещавшие ученье правды строгой,

                     Не изрекли толпе глумящейся укор.

 

Ученица:  Он шёл безропотно и на кресте распятый, 

                      Народам завещал и братство, и любовь.

                      За этот грешный мир, порока тьмой объятый,

За ближнего лилась Его святая кровь.

 

Учитель: — Ребята, может быть вы знаете почему четверг называют

«чистым»? (ответы детей)

— Православные люди в этот день встают очень рано, до солн-

ца, купаются и идут в церковь, чтобы очиститься духовно, принять

причастие. Днём убирают свои жилища, готовят их к Великому

празднику. Начиная с четверга в каждом доме красят и расписывают

яйца, готовят пасху, пекут  куличи.

Кулич – высокий, вкусный, круглый хлеб. Считали, что если кулич

удался, в семье всё будет хорошо. Если же он в печи не подойдёт или

растекается корка, — жди несчастья. Поэтому хозяйки очень старались,

соблюдали все тонкости и секреты при выпечке.

— Ребята, сейчас я попрошу вас поделиться рецептами приготовления

Кулича. Уверена, что в ваших семьях есть свои секреты выпечки.

(дети рассказывают приготовленные заранее рецепты)

Учитель:  — А самым главным знаком, символом праздника является

      крашеное яйцо. Яйцами обмениваются, их дарят родным, соседям;

берут с собой, отправляясь в гости. Любимой пасхальной забавой

было катание яиц.  Оно начиналось в первый день Пасхи, после обеда

и продолжалось иногда всю неделю. Яйца катали с какого-нибудь

бугорка или делали специальные лоточки. Яйцо – символ зарождения

новой жизни.

— А сейчас я предлагаю вам заняться творчеством. У вас на столах ле-

жат картонные шаблоны яичек и фломастеры, краски. Проявите свою

фантазию, покажите мастерство и распишите яичко, как хотите.

(Далее проводят выставку эскизов).

Учитель:  Свои поделки вы можете подарить с щедростью и добротой

своим родным и близким. Тогда на земле будет больше добра и любви

—  В Великую Пятницу  в храмах из алтаря выносят плащаницу. Самый

тихий день седмицы – Страстная Суббота, день, когда Спаситель

был в гробу. Природа и люди в этот день погружены в молчание.

Великая Суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением.

У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет.

Многие старались подкараулить это мгновение. Дети даже обраща-

лись к солнцу с песенкой.

Солнышко, вёдрышко, выгляни в окошечко!

             Солнышко, покатись, красное, нарядись!

 

— Люди в этот день приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!

и откликаются «Воистину воскресе!» При этом поздравляют друг друга с

праздником, целуются, прощая обиды, потому что Христос завещал всем

любовь. На Пасху разрешалось всем мужчинам, парням, мальчикам звонить в колокола. Поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Звучит фонограмма колокольного звона).

— Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

 

Ученик:   Колокол дремавший разбудил поля.

                Улыбнулась солнцу сонная земля.

                Понеслись удары к сонным небесам.

                Звонко раздаётся голос по лесам.

 

Учитель:  Пасха празднуется каждый год в разные дни в промежутках

4 апреля по 8 мая. В наших краях  — этот начало весны, поэтому

люди издревле связывают воскрешение Христа с пробуждением

природы от зимнего сна.

 

Ученица:  Под  напев молитв пасхальных

                  И под звон колоколов

                  К нам летит весна из дальних

                  Их полуденных краёв. 

 

Учитель:   Пасха всегда была очень большим праздником, длившимся не-

делю, и вся эта неделя была заполнена различными играми,

развлечениями, хождением в гости.

(Выступление старшеклассников в традиционных костюмах)

 

Учащиеся1:  Ты, хозяинушка,                                  По крашеному яйцу

                     Ты, наш батюшка,                              Да по куличику.

                     Христос воскрес!

                    Не вели томить,

                     Прикажи дарить

                    Каждому певцу

Учащаяся 2.   Ой, хозяюшка,                                 А наши дары 

                       Наша матушка,                              Малы – невелики:

                      Одари ты нас,                                  Кусок сала,

                      Не держи ты нас.                           Яиц пара.

     

 

 

  Учитель:  Ребята,  я желаю, чтобы в ваших душах сохранилась радость,

светлое настроение и пусть везде вам сопутствует удача!

И пусть в двадцать первом веке от Рождества Христова прад-

ники, посвящённые Его рождению, Жизни и Воскресению,

обретут традиции в каждой семье и станут любимыми

праздниками детства!

(После урока дети устраивают в классе чаепитие с принесён-

ными сладостями)

                                                                      

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *