Словарный урок

B.Dal2015

Всероссийский словарный урок

посвящается дню рождения

Владимира Даля

22 ноября

 

Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля

Задачи:

  • Познакомить с краткой биографией Владимира Даля
  • Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас
  • Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями
  • Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык

Оборудование: мультимедиа, презентация «Всероссийский словарный урок

посвящается дню рождения Владимира Даля», портрет В.И. Даля, выставка книг В.И. Даля

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент (2 слайд)

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный —

Скажет каждый! 

 

  1. Постановка задач и целей урока (3 слайд)

Прочитайте великие высказывания:

«Язык есть вековой труд целого поколения»

«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»

 

О чём будем говорить сегодня на уроке?

Зачем необходима эта тема?

 

Правильно, будем говорить о языке, о русском языке, о его величии и богатстве. Каждый человек должен знать и изучать свой родной язык.

 

Эти знаменитые высказывания были произнесены великим лексикографом Владимиром Далем, который внёс большой вклад для русского народа. 22 ноября у Владимира Даля день рождения, поэтому в этот день проводится Всероссийский словарный урок.

 

  • План урока (4 слайд)

А сейчас мы познакомимся с планом нашего урока.

  1. Биография Владимира Даля (5-11 слайды)

Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.

Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.

Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.

За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология».

Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».

В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.

В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик — годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др.

Скончался Даль 4 октября 1872 года.

 

  1. Скороговорки (12 слайд)

Скороговорки – это не просто забава, они развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной. Сейчас мы потренируемся в их произношении.

 

  • Говори, говори, да не заговаривай.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
  • Ткёт ткач ткани на платок Тане.
  • Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

 

  1. Загадки (13-17 слайды)

Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестандартно, проявлять логику, азартно искать решение. Это учит думать, осваивать разную тематику.

 

  • Что выше лесу? (Солнышко)
  • Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)
  • Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (Снег)
  • Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)
  • Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

 

  • Пословицы (18 слайд)

В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. На слайде будет начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.

 

  • Грамоте учиться (всегда пригодится.)
  • Азбуку учат, (во всю избу кричат.)
  • Написано пером, (не вырубить и топором.)
  • Ученье — свет, (а неученье — тьма.)
  • Не спеши языком, (торопись делом.)

 

  • Физкультминутка (33 слайд)
  1. Сказки (19-23 слайды)

Сказки развивают внимание, заставляют размышлять. Прививают понятия о добре и зле. Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Внимательно слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.

 

  • А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. (Старик-годовик)
  • Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается… (Война грибов с ягодами)
  • Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку. (Лиса-лапотница)
  • Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. (Девочка Снегурочка)
  • Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть». (Журавль и цапля)

 

  1. Значение слов (24-25 слайды)

Каждое слово имеет своё лексическое значение. Сейчас попробуем назвать лексическое значение старинных слов.

 

Уста – губы

Длань – рука, ладонь

Очи – глаза

Рушник – вышитое полотенце

Чёботы – сапоги

Жбан – кувшин с крышкой

 

  1. Синонимы (26 слайд)

Синонимы — это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.

Из второго столбика подобрать синоним к словам первого столбика.

 

Смелый – храбрый

Весёлый – радостный    

Худой — тощий

Трудолюбивый — работящий

Красный — багряный                       

 

  • Антонимы (27 слайд)

Антонимы — это слова, противоположные по своему лексическому значению. Из второго столбика подобрать антоним к словам первого столбика.

 

Низкий – высокий

Широкий — узкий

Добрый — злой

Грустный — весёлый

Красивый – багряный

 

  • Омонимы (28-32 слайды)

Омонимы —  разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка.

 

* Коса — у девушки на голове, коса — орудие для косьбы.

* Кисть — кисть — руки, кисть — ягод (кисть рябины) , кисть — кисточка (для краски).

* Лук — растение, лук — оружие.

* Ключ — музыкальный знак, ключ — от двери, ключ — гаечный ключ.

* Бабочка — насекомое, галстук-бабочка, нож-бабочка.

 

  • Рефлексия (34 слайд)

 

Ученики выбирают своё мнение об уроке

На уроке было очень интересно!

На уроке некоторые моменты были скучные и непонятные

На уроке было очень скучно и неинтересно!

 

Источники информации